Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. Посредством речи реализуется основная функция языка - коммуникативная.
Развитие речи детей проходит через интегрированные занятия, на которых ребенок занимается различными видами деятельности. Таким видом деятельности являются занятия по развитию речи, на которых осуществляется развитие навыков умения построения связанных предложений и рассказов. На них дети учатся выделять основную мысль высказывания и раскрывать тему.
Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. Игры и игровые упражнения активизируют речь детей.
Основными принципами развивающих игр являются переход от игры к занятию, постепенное усложнение задач игры, и тем самым обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих задач, соединение воспитательных и обучающих воздействий. Основными обучающими средствами являются игровые приемы и дидактические игры.
В раннем и младшем возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно-отобразительных играх ребёнок усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий.
Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры, одновременно у ребёнка формируется общение со взрослыми. Развиваются мышление и воображение ребёнка. Таким образом, создаются предпосылки к развитой сюжетно-ролевой игре.
В каждой задаче сюжетно-ролевой игры есть определённая, хотя и воображаемая цель (например, лечить кукол, животных, своих товарищей). Если ребёнок берёт на себя роль врача, то он лечит, как врач. Если медсестры, то делает, как медсестра, при этом выполняет распоряжения врача и просьбы больных.
Поскольку мы сейчас говорим о развитии речи детей в игровой деятельности, то можно отметить, что игровые диалоги и монологи дети также ведут в соответствии с выполняемыми ролевыми действиями. А это значит, что ребёнок постоянно обогащает свой словарь специальными терминами. Например, врач, медсестра, карта, справка, рецепт, шприц и т.д.
Часто у детей по ходу игры возникают вопросы к взрослому, и снова познавательный интерес побуждает ребёнка к разговору, беседе, наблюдению, ребёнок всё чаще задаёт вопросы взрослому.
В развитой коллективной сюжетно-ролевой игре на смену ролевым действиям приходят ролевая монологическая речь и ролевая беседа. Первая может быть представлена высказываниями, смысл которых связан с игровой целью самого ребёнка, а позднее и с игровой целью сверстника.
Ролевая беседа всегда состоит из высказываний детей, по смыслу связанных с ролевыми высказываниями других играющих, общей игровой целью, перспективой игры.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, активизируют речь ребенка. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. Если ребёнок использует
в игре все знания, приобретённые на занятиях и в повседневной жизни, то игра будет выполнять свою педагогическую функцию – станет деятельностью развивающей, нацеливающей на всестороннее развитие дошкольников.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Знакомят с окружающим миром через образы, звуки. Дети имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать.
Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.
Предварительная работа: чтение сказки; показ сказки; обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»; распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи; подготовка атрибутов.
В играх-драматизациях ребенок сам исполняет роль «артиста», передает образ героя, используя вербальные и невербальные (интонация, мимика, жесты) средства коммуникации. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, сказочных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений. В подобных играх усваивается богатство родного языка, его выразительные средства. Игры-драматизации способствуют формированию диалогической, эмоционально насыщенной речи. Проигрывание потешек, сказок также влияет на перенос новых слов, словосочетаний в активный словарь ребенка.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки, которыми управляет ребенок. Используя разные средства вербальной выразительности, он «озвучивает» героев и комментирует сюжет.
Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника.
Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи.
Театрализованные игры строятся на основе литературных или фольклорных произведений, в них всегда присутствуют зрители.
В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи - темпа, интонации, силы голоса. Решение подобной задачи может происходить при разыгрывании многих русских народных сказок. «Три медведя», «Рукавичка» позволяют дошкольникам произносить одни и те же реплики низким (Михайло Потапыч) и высоким (Мишутка, мышка, лягушка) голосом. Драматизация сказки «Теремок», «Кот, петух и лиса» учит имитации движений животных, тренирует детей в употреблении вопросительной и восклицательной интонации.
Диалогическая речь, являясь первичной формой речи, служит основой для зарождения монологической речи. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы. Необходимость развития у ребенка умения строить диалог решается при разыгрывании различных сказок, потешек («Колобок», «Под грибом», «Кисонька-мурысенька», «Курочка- рябушечка»).
Развитию речевых способностей ребенка, а именно умению составлять рассказы способствуют различные упражнения, предлагаемые Ушаковой О.С., например, «Продолжи сказку...».
Также важно учить ребенка видеть начало, середину и конец рассказа, действия. Подобное умение можно формировать в упражнении «Разложи картинки» (по сказкам «Рукавичка», «Под грибом», «Три медведя»).
Совершенствование артикуляционного аппарата может осуществляться при драматизации доступных детям потешек «Рано, рано поутру...» (автоматизация звука [р]), «Ай дуду, дуду, дуду...» (автоматизация звука [д]). Воспроизведение звукоподражательных слов, голоса животного (потешка «Гуси, гуси», «Козлик») также благотворно влияет на развитие звукопроизношения.
Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например, использование игр Ушаковой О.С. «Кто лучше похвалит», «Назови одним словом» при драматизации сказки «Три медведя» пополняет словарь ребенка прилагательными, обобщающими понятиями (мебель, посуда), игра «Кто что умеет делать» при инсценировке потешки «Наши уточки с утра...» обогащает речь ребенка глаголами (крякать, гоготать, кукарекать). При обыгрывании сказки «Курочка Ряба» можно упражнять детей в назывании многих качеств персонажей (дед и бабка старые,курочка рябая, мышка серая) и их действий (били, бежала, вильнула, разбилось).
Таким образом, педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их активном воздействии на речевое развитие младшего дошкольника. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Упражнения на различное интонирование слов (грустным, веселым, низким, высоким голосом) развивают мелодико-интонационную выразительность и плавность речи. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.
Основная цель педагогического руководства –развивать воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
Так, для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта), на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно-ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.
Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки), но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.).
Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества.
Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи. В игре происходит формирования восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности.
разгарнуць » / « згарнуць