Цель: познакомить коллег педагогов с нетрадиционными техниками рисования в старшей группе. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
В старшей группе традиционное рисование требует существенного усложнения техники в сравнении с более ранними этапами образовательной деятельности в детском саду. А что делать, если у малыша не получается делать ровные линии, выдерживать пропорции и чётко прорисовывать контуры? Ведь пара неудач, и ребенок может навсегда потерять интерес к рисованию. В этом случае спасают нетрадиционные техники рисования. Главное, чему они учат детей — это отсутствие страха ошибки. Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования:
- дают детям уверенность в себе, в своих силах;
- развивают эстетический вкус, креативность, воображение;
- помогают расширять представления о мире;
- развивают мелкую моторику рук;
- воспитывают самостоятельность мышления.
Какие техники используются в старшей группе
С детьми 5-6 лет можно практиковать все способы создания рисунка, с которыми малыши знакомятся на протяжении всего периода обучения в детском саду.
Рисование ватными палочками:
Это интересно. Сюжеты в этой технике можно создавать и в рамках контура, и без него. Суть метода заключается в том, что краска (акварель или гуашь) вместо привычной кисточки набирается ватной палочкой. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть, а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Для работы потребуется нехитрый набор:
- ватные палочки (отдельная для каждого цвета краски);
- краски;
- влажные салфетки (вытирать пальчики и неточности в рисунке). Это интересно. Рисунки ватными палочками можно комбинировать с аппликацией. Чтобы придать рисунку более чёткий контур, элементы сюжета можно обвести фломастерами. Техника рисунка ватными палочками часто комбинируется с техникой рисования пальчиками. Рисование тычком: Эта техника неслучайно соседствует с методом создания рисунка ватными палочками. Дело в том, что в некоторых источниках эти два способа считаются идентичными. Да, действительно, самый распространённый способ создания рисунка ватной палочкой — это тычок, то есть палочка окунается в краску (гуашь или акварель) и при вертикальном положении по отношению к листу делается отпечаток на бумаге. Особенно красивые рисунки получаются, если палочек взять несколько, соединить их в пучок и рисовать этой связкой. И тем не менее тычок может получаться при использовании пальчиков — тогда отпечаток делается смоченным в краску пальцем; жёсткой кисти — тычок получается игольчатым; мягкой кисти — отпечаток получается более мягким, как бы закруглённым. Это интересно.
Техника рисования солью: Как следует из названия метода, для создания изображения потребуется соль. Лучше, если это будет не экстра, а обычная каменная, чтобы кристаллы были разного размера — так рисунок получится более объёмным. Кроме того, для работы в этой технике потребуется:
- клей (ПВА или силикатный);
- лист основа яркого цвета (это принципиальное условие, так как подложка под рисунок солью должна быть контрастная, иначе изображение потеряется). Альтернативой соли может быть манная крупа. Также существую варианты создания рисунков с помощью гречки, дроблённого риса и пр. Работа в технике рисования солью состоит из 4 этапов:
- Создание контура изображения с помощью карандаша.
- Прорисовка контура клеем.
- Засыпание подложки солью.
- Сушка и избавление от излишков соли. При необходимости рисунок можно покрасить, используя технику кляксографии с трубочкой или намочив краской кусочек губки. Однако это требует повторной сушки, а также довольно кропотливой работы по окрашиванию.
Рисование восковыми мелками: Суть этой техники заключается в том, что малыши создают сюжет с помощью восковых мелков, а затем закрашивают всю подложку акварелью (или гуашью, разведённой водой). Альтернативой цветным мелкам можно использовать обычную восковую свечу — тогда картинка получится однотонной.
Техника кляксография с трубочкой: Этот метод создания картинок не только раскрывает творческий потенциал детей, но и благотворно действует на их здоровье, так как выдувание краски через трубочку развивает силу лёгких и всю дыхательную систему малышей. Для рисования потребуется нехитрый набор:
- жидко разведённые краски (акварель, гуашь или тушь);
- пипетка или маленькая ложечка;
- трубочка для коктейля;
- кисточки, карандаши для дополнения сюжета рисунка. Суть техники заключается в том, что ребёнок набирает ложечкой или пипеткой краску, капает на лист бумаги, а затем через трубочку раздувает это пятно в разных направлениях, создавая нужные формы. При этом палочка не касается ни капли краски, ни листа бумаги. Если нужно сделать мелкие ответвления, то дуть следует быстро вверх-вниз, вправо-влево в зависимости от направления сюжета.
Подготовила: Житарь О.В.
Источник (внешняя ссылка)
раскрыть » / « свернуть