Рекомендуемый возраст: 5-6 лет
Тип маршрута: пеший, велосипедный
Продолжительность по времени: 1,35 - 3 часа
Расстояние: 7,6 км
Объекты маршрута:
Мемориал-памятник Памятник "Три танкиста" Мемориальная доска
Адреса объектов:
1. Мемориал-памятник - аг.Колодищи, ул.Минская,3
2. Памятник "Три танкиста" - аг.Колодищи, СТ "Трактор"
3. Мемориальная доска - ЖД станция Колодищи
Маршрут можно посмотреть по ссылке: Ссылка
Уважаемые родители, перед тем как отправиться на прогулку, рекомендуем ознакомиться с буклетом и презентацией:
Буклет путешественника
Памятники и захоронения аг.Колодищи
Что взять с собой в дорогу?
Перед прогулкой рекомендуем погрузиться в тематику маршрута, информация для беседы с ребёнком размещена Здесь . Также ребёнку можно рассказать о детях - героях Великой Отечественной войны, в этом Вам поможет презентация "Пионеры-герои"
Какие вопросы можно задать ребенку? Вы найдёте Здесь
Литературная пауза:
Стихотворения о войне
Загадки
Пословицы и поговорки
Песни о войне:
Священная война
"День Победы"
"Солдатушки - бравы ребятушки"
"Солнечный круг"
Во время прогулки можно понаблюдать за окружающим, в этом вам поможет презентация: Наблюдения во время прогулки
По пути предложите ребёнку поиграть:
Игровые упражнения
Дидактические игры
Подвижные игры
Дома можно вместе посмотреть:
Мультфильм "Солдатская сказка"
Мультфильм о ВОВ "Жить"
"Партизанская снегурочка"
После совместной прогулки побеседуйте с ребёнком о проведённом вместе времени. Просмотрите фотографии, которые вы сделали. Спросите, что запомнилось больше всего. Вспомните самые приятные впечатления. Запечатлите их на бумаге с помощью рисования, аппликации. Вам помогут ссылки:
Раскраски военной техники
Делаем танк оригами
Рисуем "Салют Победы"
Уважаемые родители! Просим вас поделиться впечатлениями от совместного отдыха с детьми. Ждём ваших отзывов, фотографий, рисунков. Спасибо и приятного отдыха!
Материалы ждем на электронную почту учреждения
du-kolod2@minsk.edu.by
Рекомендуемый возраст: Старший дошкольный возраст
Тип экскурсии: велосипедная
Протяженность маршрута: 2,8 км
Продолжительность по времени: 1-2 часа
Объект:
Памятник воинам-интернационалистам
Адрес: аг. Колодищи, ул. Школьная, 1
Содержание маршрута:
Маршрут можно посмотреть по ссылке: Ссылка
Предложить родителям буклет:
1. В Колодищах имеется памятник воинам-интернационалистам Минского района. Памятный знак открыли в 2016 году на территории культурно-спортивного центра по адресу переулок Школьный, 1. Памятник увековечил память 11 воинов-интернационалистов из Минского района, погибших при боевых действиях в Афганистане с 1979 по 1989 год. Один из погибших воинов Ульянов Вадим Владимирович, 1965 - 1985г., житель поселка Колодищи. В 1984 году призван на службу в Советскую армию, для прохождения службы был направлен в Афганистан. Сержант В.В.Ульянов был дважды ранен во время боевых действий против мятежников. Последний раз получил тяжелую рану весной 1985 года при оказании помощи экипажу боевой машины пехоты, которая с повреждениями оказалась в глубоком ущелье. Умер Вадим в госпитале 23 апреля 1985 года. Награжден медалью «За отвагу» и медалью ДРА «От благодарного афганского народа». Ульянову Вадиму посвящена экспозиция в школьном краеведческом музее, у входа в школу висит памятная доска.
Посмотрите видеофильм: https://www.youtube.com/watch?time_continue=72&v=6sqvDr_lfCE&feature=emb_title
Выучите с ребенком:
Светлая память всем тем,
Кто не вернулся с войны,
Кто стал частичкой тишины,
Кто лег в горах и не проснулся
От необъявленной войны.
Поиграйте с ребенком:
Дидактическая игра «Кто где служит?»
- Небо охраняют - лётчики;
- Границу - пограничники;
- В танковых войсках служат - танкисты;
- В пехоте - пехотинцы.
А ты знаешь, чем занимаются военные?
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:
- Лётчик - управляет самолётом;
- Пограничник - охраняет границу;
- Танкист - управляет танком;
- Подводник - плавает под водой;
- Моряк - управляет кораблём;
- Сапёр - обезвреживает мины.
Загадайте загадку:
- Гусеницы две ползут, Башню с пушкою везут. (Танк)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш…(Вертолет)
Выучите с ребенком:
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней И сможет встретить бой!
Поговорите с ребенком о военной технике
Поиграйте с ребенком:
Дома рассмотреть энциклопедию «Военная техника»
Посмотреть мультфильм "Солдатская сказка"
Уважаемые родители! Просим вас поделиться впечатлениями от совместного отдыха с детьми. Ждём ваших отзывов, фотографий, рисунков. Спасибо и приятного отдыха!
Материалы ждем на электронную почту учреждения
du-kolod2@minsk.edu.by
Рекомендуемый возраст: средний дошкольный возраст
Тип экскурсии: пешеходная
Продолжительность по времени: 60 минут
Содержание маршрута:
Предложить родителям буклет:
1.Правила поведения у водоема
Рассмотреть водоем
Кто в водоеме живет? Понаблюдать за утками. Чем селезень отличается от утки?
Наблюдая за утками у детей, да чего уж там, и у взрослых возникает множество вопросов: «Почему?» Куда улетают утки?
С наступлением осени утки, которые обитают в северных широтах, преимущественно отправляются на юг, в поисках тепла и пропитания. Обычно пережидают зимний период они в странах Западной Европы. В родных краях на зимовку остаются утки из теплых регионов нашей страны. Поэтому нельзя однозначно сказать, что утки – это перелетные птицы. Вообще, мнение о том, что утки очень бояться морозов, ошибочно. Утки могут спокойно переносить холода, благодаря тому, что на их лапках нет нервов и кровеносных сосудов – соответственно птицы могут ходить по льду и снегу, не чувствуя холода. К тому же у птиц достаточно много жира и очень плотное оперение, которое к таким погодным условиям совершенно приспособлено. Так почему же все-таки утки улетают? В суровых условиях зимы птицам, зачастую очень трудно бывает найти привычное им пропитание: водоросли, ил, личинки, остатки водных растений – все то, чем в теплое время года наполнены водоемы. А вообще, обычно отлет уток на зимовку приходится на октябрь. Улетают птицы одновременно, стаями, но часто летят в разных направлениях. Колоссальную скорость развивают птицы в полете для преодоления больших расстояний. Так самая высокая задокументированная скорость полета утки, по данным ученых, составила около 170 километров в час! Удивительно, правда? Кстати, в мире насчитывается около 110 видов уток. Почему утки выходят сухими из воды? Выходить сухими из воды уткам позволяет наличие жирового секрета, который они тщательным образом распределяют по своим перышкам. Утки отличные пловцы - охотясь за добычей, они могут нырять на глубину до 5-6 метров Как называют «папу» утку? Расширяя словарный запас ребенка, расскажите о составе утиной семьи: мама – утка, папа-селезень, дети – утята. Как «разговаривают» утки? Утки крякают. Именно утки, селезни крякать не могут. Еще один интересный факт – утиное кряканье не имеет эха.
Побеседуйте с о том, в какое время года и почему нужно кормить птиц.
Загадайте загадки про уточек:
Красные лапки
Топают по грядке
Мимо яблоньки в саду,
Прямо к старому пруду
Кря-кря-кря разносит ветер-
Любят Поночку все дети! (Утка)
Утром плюх на весь день в пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут. (Утки)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (Утка)
Среди водоплавающих птиц утиное семейство наиболее многочисленно. Оно насчитывает более полутора сотен видов. В нашей стране особенно распространены так называемые «речные утки», которые обитают на берегах пресных водоемов. Когда мы видим стаю диких уток, наиболее часто это оказываются кряквы. Именно они издают знаменитое «кря-кря-кря», знакомое нам с детства по сказкам и рассказам. Питаются кряквы растительной пищей и мелкими водными обитателями. С помощью своего широкого клюва они процеживают воду и придонный ил, выбирая все, что может быть съедобным. Нырять кряквы умеют, но делают это только в крайних случаях. Обычно в поисках пищи они встают в воде «торчком», оставляя на поверхности только лапки и хвост. Таким образом они пытаются дотянуться клювом до растений, растущих на дне водоема. Кряква – самая крупная из речных уток. Длина ее тела может достигать шестидесяти сантиметров, а вес доходит до полутора килограммов. Окрас оперения у этих уток неприметный, серо-буроватый, с пятнышками и пестринками в передней части тела. Однако в брачный период самцы, которых еще называют селезнями, меняют свой неприметный повседневный наряд на яркое одеяние. Голова у них окрашивается в насыщенно-зеленый цвет, с металлическим отливом, перья на груди становятся коричневыми, а все остальное оперение имеет нейтрально-серый оттенок. В это время селезни настолько отличаются внешним обликом от самок, что их легко можно узнать и выделить в любой утиной стае. Привлеченные необычным внешним видом селезней, самки делают свой выбор, и образуется семейная пара. Утиные семейные пары отличаются долговременностью. Выращиванием потомства занимается только самка. Маленькие утята с первых дней жизни прекрасно ходят и отлично плавают. Вместе с мамой-уткой они резвятся в воде и пытаются добывать себе пищу.
Предложите покормить уток
Выучите с ребенком:
Ути-ути-утки, уточки малютки.
На волнах качались, брызгались, плескались
Поиграйте с детьми:
Утка рано по утру всех утят ведет к пруду (ходьба по кругу)
Эй, утятки, не ленитесь, на носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки, милые утятки (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки (трем ладошки)
Ой, холодная вода! Закричала детвора.
Научу я вас нырять, желтеньких моих утят (наклоны головой)
А теперь полетов время, машем крыльями умело (махи руками вверх-вниз)
Дома почитайте «Путешествие дикой утки»
Слепите уточку
2. Прислушайтесь к звукам, запахам.
Загадайте загадку:
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)
Выучите с ребенком:
Лягушата Дождь — как будто из ушата!
В луже скрылись лягушата:
«Здесь немного подождём,
Чтоб не мокнуть под дождём!» (А. Шибаев)
Понаблюдайте за лягушкой.
Расскажите про лягушку:
Как только наступает весна, повсюду в прудах, болотах начинают квакать лягушки. Они только очнулись от зимнего сна и вылезли из ила со дна водоёма, где они провели зиму. Кто из нас не видел лягушку, «прожорливое брюшко»? Маленькое животное, принадлежащее к классу земноводных. Окрас спины – тёмно-зелёный, или коричневатый с хаотично разбросанными тёмными пятнами. Брюшко – белого или желтоватого цвета. Длина тела животного – около восьми сантиметров. Но это – самая обычная наша прудовая лягушка. А вообще-то лягушек в мире насчитывается около четырёх с половиной тысяч. Какие только звуки не издают эти разбросанные по всему миру животные. Они квакают, крякают, ухают, стараются выводить трели, бурчат. Кто-то из «прожорливых брюшек» пытается подражать сверчку, кто-то белке и даже корове. Наиболее говорливые – самцы. Издавая по их мнению привлекательные звуки, они пытаются таким образом очаровать будущую супругу, чтобы завести потомство. Самая громкая лягушка на земле – крошечная коки, обитающая в Пуэрто-Рико. В глухих лесах эти представители земноводных устраивают настоящие соревнования – кто громче? Комары, мошки, кузнечики, мухи – основная пища взрослых лягушек. Ловят они их оригинальным образом. Они выбрасывают изо рта язык, захватывают липким концом добычу, и быстро прячут язык назад. Зелёные водяные лягушки живут в воде, а бурые наземные летом прыгают по земле, а на зиму так же, как и зелёные, забираются в ил, на дно пруда, и всю зиму проводят в спячке.
Поиграйте с ребенком:
Игра «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки. (Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, (Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались, Полотенцем растирались. (Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали, Ручками хлопали.
Вправо наклонялись, Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
Пальчиковая гимнастика
Две веселые лягушки (Дети сжимают руки в кулаки и кладут их пальцами вниз)
Ни минуты не сидят (Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают)
Ловко прыгают подружки. (Кладут ладони)
Только брызги вверх летят. (Резко сжимают кулаки и опять кладут их)
Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки» (расскажи стихи руками)
Две лягушки-хохотушки (Показывают указательный и средний пальцы, остальные подбирают)
Прыгали, скакали. (Изображают прыжки в воздухе пальцами)
Лапкой – хлоп, Другой – хлоп, (Ладонью ритмично хлопают по ноге)
Щеки раздували. (Показывают округлость пальцами вокруг щек)
Увидали комара, (Делают щепотку из трех пальцев руки, изображают траекторию полета комара, прослеживают ее глазами)
Закричали:«Ква-ква-ква!» (Большой палец руки ставят против всех остальных, изображают открывание и закрывание рта)
Улетел комар, как ветер. (Производят резкое движение руки вперед, вытянув указательный палец)
Хорошо пожить на свете! (Поглаживание ладонью по груди)
Сначала дети только повторяют движения (медленно), затем договаривают отдельные слова, затем целые фразы.
Подвижная игра «Лягушата в болоте»
В зелёном болоте живём мы, ребята
И квакаем громко Ведь мы лягушата
И прыгаем ловко
С листа на листок.
Но только не знаем
Вот в чём от нас толк?
Но я вам, ребята, по правде скажу
Что все мы нужны для чего-то
Лягушки полезны и очень важны
Они очищают болото!
Дома посмотрите мультфильм «Лягушка-путешественница»
Конструирование из бумаги «Лягушка» Оригами лягушка
Уважаемые родители! Просим вас поделиться впечатлениями от совместного отдыха с детьми. Ждём ваших отзывов, фотографий, рисунков. Спасибо и приятного отдыха!
Материалы ждем на электронную почту учреждения
du-kolod2@minsk.edu.by
Рекомендуемый возраст: младший дошкольный возраст
Тип экскурсии: пешеходная
Продолжительность по времени: 40 минут
Содержание маршрута:
Предложить родителям буклет:
При подходе к лесу родители предлагают ребенку ритмическую игру
«Мы идем в лесок».
Мы идем в лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба)
Впереди ручеек, перейди – вот мосток. (На носочках)
Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги)
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки)
Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. (Приседают)
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег)
Мы пришли с тобой дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба)
Взрослый: прежде, чем войти в него, давай вспомним, как нужно вести себя в лесу (тихо разговаривать, не сорить, не ломать ветки, не жечь костры и т. д.)
Загадайте ребенку загадку:
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна)
Рассмотрите с ребенком сосну.
Расскажите о сосне: Сосны — деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.
Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе. Сосны — растения светолюбивые, любят простор и солнце. Посмотришь на сосновый бор и кажется, что сосны так и тянутся вверх, поближе к солнышку. Сосны — самые древние деревья на нашей планете.
Спросите у ребенка: Как выглядит сосна? Где растут сосны? Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Выучите с ребенком:
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Расскажите о народных приметах
• Много шишек на соснах и елях — к доброму году: и рожь, и жито — все придет.
• На бурю сосна, если внимательно прислушаться, звенит, а дуб — стонет.
Есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации.
Поиграйте с ребенком:
Упражнение "С какого дерева лист, веточка?" на образование относительных прилагательных.
Лист березы - березовый.
Лист рябины - рябиновый.
Ветка каштана - каштановая.
И так далее.
Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
У сосны иглы длинные, а у ели - ...
У клена листья большие, а у березы - ...
У березы ствол светлый, а у клена - ...
У дуба ствол толстый, а у березы - ...
Упражнения на развитие логического мышления.
"4-ый лишний"
Береза, клен, тополь, колокольчик.
Ель, дуб, осина, тополь.
Упражнение «В лесу»
Любим мы в лесу гулять (сжимать-разжимать кулачки)
И деревья узнавать: по цветкам и по листве, (соединить кисти рук у запястий, пальчики развести в стороны)
По плодам и по коре. (сцепить пальчики в «замок»)
У березы – белый ствол, (поставить кулачок на кулачок)
В черных пятнышках он. Дуб развесист и могуч, не боится ветра, туч. (на кулачок левой руки поставить кисть правой с вытянутыми вверх пальчиками)
Длинные иголки у сосны, зимой и летом они зелены. (сцепить пальчики в «замок», поднимать-опускать их в «замке»)
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой.
Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
Наблюдаем за белкой.
Загадайте загадку:
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
Расскажите про белку:
Белка – очаровательный грызун с большим и пушистым хвостом, длинными ушками на концах, которых есть пушистые кисточки, с маленькими черненькими глазками, длинными лапками и острыми цепкими коготками. Маленькие проворные зверьки отлично видят в темноте и обладают прекрасным обонянием. А еще, белки не только отлично лазают по деревьям, но и ловко перепрыгивают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Функцию руля в таких полетах выполняет хвост, он же служит белке и теплым одеялом. Удивительно, но, как и зайцы и некоторые другие лесные обитатели, в межсезонье белки меняют шубку. Процесс «переодевания» из одной шубки в другую у зверей называется – линька. Окрас шубки у каждого из видов белок имеет свои отличительные особенности. Он может быть почти черный, темно-бурый, серый с белым животиком, рыжий. Живут белки в лесах и городских парках, в дуплах деревьев. Свое жилище белка тщательно обустраивает и облагораживает – формирует его из веточек и мха, а внутри делает мягкую подстилку из перьев и шерсти. Питаются белки, как всем известно, предпочтительно растительной пищей – желуди, орехи, семечки, шишки, ягодки, плоды деревьев. Но, не прочь полакомиться и грибочками. Ест белка и различных жучков, лягушек и даже птенцов. По своей природе белки умны, проворны, озорны, внимательны, но забывчивы, что одновременно и плюс, и минус. Так, например, сделав запас желудей на зиму, белка, скорее всего, благополучно о нем забудет, зато из проросших семян могут вырасти новые деревья, да вот только запасливому зверку зимой придется вновь искать себе пропитание. Чаще всего, в таких случаях, белки пользуются запасами других грызунов, например, бурундуков или мышей.
Поинтересуйтесь у ребенка: «Как выглядит белка?», «Что белка любит кушать?», «Где живет белка?»
Выучите стихотворение:
Белка
Белка сушит сыроежки, лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой пригодятся ей зимой.
Поиграйте в пальчиковую игру:
Белка ехала в тележке, («крутим» кулачками)
Белка щёлкала орешки. (проводим по кончикам пальцев)
Раз, (большой палец)
Два, (указательный палец)
Три, (средний палец)
Четыре, (безымянный палец)
Пять. (мизинец)
Поиграем мы опять.
Упражнение «Белочка»
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Подвижная игра «Кто дальше?»(с шишками)
Дома нарисовать сосну (ребенку предложить раскрасить, дорисовать солнце, облака, траву)
Как нарисовать сосну поэтапно? Рисунки карандашом... Как нарисовать сосну
Почитать: «Аленушкины сказки» Д.Н.Мамин-Сибиряк
Предложить ребенку слепить белочку
Почитать: Е.Чарушин «Белка с бельчатами»