Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания
с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим
эти понятия.
Активный ребенок:
— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры
пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может
и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) —
скорее исключение.
— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома,
но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может
и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
— Он находится в постоянном движении и просто не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться,
а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает.
Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.
У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток
всевозможные аллергии не редкость.
— Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует
на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад,
детская площадка) ведет себя одинаково активно.
— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию —
дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства:
палки, камни…
Основные причины гиперактивности
Часто гиперактивность — это следствие не слишком гладкого появления на
свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки,
родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,
малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать
лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее
норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети,
входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными!
Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность,
колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша,
то их не поздно привести в норму после.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим
дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность
порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами —
очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете,
торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся
сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше
нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий
распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
— Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его
ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим
вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины,
что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.
— Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача.
Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные
эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите
ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям,
животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там,
где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать
энергию наружу, научите его это делать.
— В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления
чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя
допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила
поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов
и ограничений следует свести к разумному минимуму.
— Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести
начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить
правильно распределять силы.
— Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным
количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с
повышенным скоплением людей.
— В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть
результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных
требований, которым он по своим природным способностям просто не может
соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям
стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
— «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать
причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную
потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать,
попрыгать.
— Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка
на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод
родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий
класс школы, конфликт с учителем или родителями.
— Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному
питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов.
Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо
придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого,
соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей
и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте
его!
— Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта
для него — просто панацея.
— Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим.
Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается,
следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…», но после
удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом
к предыдущему занятию и довести его до конца.
— Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения
внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие
методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть:
арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
— И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
Подготовила: педагог-психолог А.В. Павлюк
Источники:
1. «Развитие воли у детей дошкольного возраста», Н.А. Цырун;
Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2008г.
2. Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова «Психологическое здоровье
ребенка и педагога», Мозырь «Белый ветер» 2010г.
3.«Школа добрых волшебников», Т.В. Галактенок; Мозырь
«Содействие», 2008,
раскрыть » / « свернуть